среда, 10 апреля 2013 г.


 Формирование правильной осанки 
детей 6-7 лет.

Осанка — это привычная правильная поза, формирующаяся в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от формы и гибкости позвоночника, наклона таза, состояния нервно-мышечного и связочного аппарата. При правильной осанке у ребенка чуть приподнята голова, грудь слегка выгнута вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях. Осанка у детей неустойчивая. Она легко изменяется под влиянием неправильного длительного положения тела.  

Отклонения в осанке не только некрасивы эстетически, но и неблагоприятно сказываются на положении и работе внутренних органов (легких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта). Нарушения осанки чаще наступают у детей с плохо развитой мускулатурой.

Асачева Л.Ф., Горбунова О.О. выделяют несколько видов нарушений осанки:
- вялая - голова у ребенка опущена, грудь уплощена ,плечи сведены, лопатки слегка отстают от спины, ноги согнуты в коленях;
- сутуловатостьголова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен;
- лордотическая -  увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника;
- кифотическая - увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен);
- сколиоз -  боковое искривление позвоночника со скручиванием позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникали проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. 

Самый лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, а также специальные комплексы упражнений. 

1. «Жучок на спине». Исходное положение: ребенок лежит на спине, руки и ноги в свободном положении. Взрослый сообщает, что на землю упал жучок, но неудачно. Жучок оказался на спине и пытается перевернуться на живот, чтобы уползти. 
Ребенок раскачивается на спине с боку на бок, не помогая головой и плечами. (30 секунд)
2. «Кто там». Исходное положение: ребенок садится на стульчик со спинкой боком. Обеими руками держится за спинку по центру, локти опущены вниз. Бедром плотно прижимается к спинке стульчика по всей ширине, стопы вместе. На вопрос "кто там" - ребенок поворачивается вдоль спинки стульчика, помогая напряжением бедра и рук и пытаясь как можно больше развернуться спиной и головой, чтобы увидеть, "кто же там" (4 раза). 

3. «Не урони». Исходное положение: ребенок стоит у стены, стопы вместе, на голове - небольшой легкий предмет (книга, мешочек с песком, тетрадь и др.) Ребенок идет по прямой линии, стараясь не уронить предмет. Когда данное упражнение ребенок будет хорошо выполнять, можно совершать ходьбу с предметом по кругу.
4. «Птичка». Исходное положение: лежа на животе. Взрослый прижимает к полу голени ребенка, дошкольник в это время старается поднять голову и раскинутые в стороны руки (4 раза). 
5. «Жираф». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. В руках у ребенка два массажных мяча среднего диаметра. На слова взрослого "Жираф потянулся к веточке" ребенок приподнимается на носки, тянется вверх.    На слова: "Жираф посмотрел в воду" ребенок медленно наклоняется вперед, сохраняя положение рук вверх. На слова"Жираф пощипал травку" дошкольник медленно наклоняется вперед, касается пола мячами, сохраняя прямое положение спины.

6. «Не расплескай воду». Исходное положение: стоя, ноги вместе. Руками на лопатках ребенок держит палку (коромыслом). Представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома. Дошкольник выполняет наклон в правую, затем в левую сторону (импровизирует зачерпывание воды). Гордой и легкой походкой двигается от одной стены до другой. Главное условие выполнения упражнения: палка - коромысло должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.
Литература:
 1). Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. - Спб.: Детство - Пресс, 2013. - 112 с.
2). Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) - М.: Линка - Пресс, 2000. - 296 с.

1 комментарий: